Как проверить автомобильный аккумулятор на работоспособность
Содержание
- 1 Как проверить автомобильный аккумулятор на работоспособность
Проверяем аккумулятор автомобиля на работоспособность
Проверка аккумулятора автомобиля должна быть комплексной и тщательной, и включать в себя как внешний осмотр и проверку «внутреннего мира», так и электрические показатели. Рассмотрим подробнее, как проверить аккумулятор автомобиля самостоятельно мультиметром.
Проверка аккумулятора — когда ещё можно всё исправить
Когда совершается поворот ключа в замке зажигания — именно аккумулятор обеспечивает импульс, позволяющий завести двигатель. Если аккумулятор совершенно разряжен, то автомобиль вряд ли сдвинется с места.
Конкретно по этой причине важно своевременно отслеживать состояние АКБ своего железного коня, ведь вовремя замеченные неполадки не только позволят избежать поисков «у кого прикурить», но и уберегут от гораздо более крупных проблем.
Внешний осмотр
Первым делом тщательно осматривают аккумуляторную батарею. В норме она сухая, чистая и без признаков повреждений.
- поверхность акб сильно загрязнена;
- клеммы окислены;
- корпус батареи имеет повреждения;
- имеются следы электролита.
Внешние загрязнения акб легко удаляются тряпкой (ветошью), смоченной в 6% растворе соды (примерно столовая ложка на стакан). Избегайте намокания контактов, проводов и сильного заливания водой.
Такой же раствор поможет справиться и с окислением клемм — нанесите состав на загрязнённые участки, подождите пару минут и тщательно прочистите щёткой (не металлической!). После процедуры промойте очищенные поверхности дистиллированной водой.
Также не заливайте провода и обязательно выждите время, чтобы остатки влаги испарились.
Изучение внутреннего мира
Проверка акб должна продолжиться замерами электролита. Электролит проверяется по следующим параметрам: плотность и уровень.
Для проверки уровня понадобится стеклянная градуированная трубочка.
Открутите шайбы, закрывающие так называемые банки — секции в акб. Опустите один конец трубочки до упора вниз и закройте пальцем верхний конец. Поднимите трубочку.
Оптимально, если раствор покрывает верхнюю кромку пластин на 10-15мм. Всего жидкости должно быть 30-40мм. Таким образом проверьте каждую секцию.
Следующий этап — проверка плотности электролита при помощи ареометра. Нормальный показатель 1.26 – 1.28 г/см 3 при плюсовой температуре.
Показатель будет меньше, если измерения производятся при нулевой температуре, однако это сигнализирует о низком заряде АКБ. В крайне холодную погоду плотность не должна опускаться ниже 1.27г/ см 3 , в противном случае есть риск замерзания электролита.
Если плотность электролита больше положенных значений, а его уровень ниже, то стоит долить дистиллированную воду.
Если же плотность незначительно меньше (1.24-1.25г/куб. см.), то доливается электролит. Его можно как изготовить самостоятельно, так и приобрести в специализированных магазинах.
Излишки жидкости удаляются при помощи «груши».
Любые потёки электролита необходимо удалить с корпуса!
Изготовление электролита в домашних условиях
Для данного рецепта понадобится хорошо проветриваемое помещение, средства индивидуальной защиты (как минимум перчатки), неметаллическая посуда, дистиллированная вода и аккумуляторная (серная) кислота в размере 360 мл.
Вначале в ёмкость выливается вода, затем, небольшими порциями и аккуратно, вливается кислота. Смесь тщательно перемешивается на всех этапах. Затем получившуюся смесь отстаивают несколько часов, и электролит считается готовым.
Очень важно вливать именно кислоту в воду, а не наоборот. Из-за разности в плотностях можно получить неприятные последствия химической реакции.
После совершённых манипуляций необходимо зарядить при помощи низкого тока. После зарядки замеры повторяют.
Если при измерениях показания отличаются только в одной секции — это сигнализирует о повреждении пластин. Поддержание жизни в такой батарее обойдётся значительно дороже, чем приобретение новой.
Использование мультиметра
Не редко возникает вопрос: «Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром?».
При помощи этого устройства измеряют:
- напряжение;
- ёмкость;
- сопротивление;
- ток утечки.
Даже самые простые мультиметры помогут в измерении температуры воздуха и других показателей. Отсюда и название: «мульти» в переводе «много», значит прибором можно измерить очень много всего. Однако, когда дело касается аккумулятора, именно первые три показателя расскажут о его исправности. Рассмотрим подробнее.
Проверка напряжения
Эта манипуляция позволит оценить текущее состояние заряда батареи. Для проведения измерения мультиметр переводится в режим измерения вольтажа на отметку в 20 единиц.
Нужно соединить красный провод устройства (он же «плюс») с плюсовой клеммой АКБ, а чёрный (иногда синий) провод с минусовой клеммой.
Если автомобиль не заведён, то оптимальными показателями будут цифры в диапазоне от 12.4 до 13 В. При этом большее значение говорит о 100% заряде, а меньшее — о неполной заряженности.
Если цифры чуть менее 12, то ситуация плоха — батарея близка к естественной смерти. Есть шанс попробовать её зарядить низким током.
Цифры близкие к 11 означают гибель аккумулятора, и лучше озаботиться приобретением нового.
При проверке на заведённом автомобиле показания будут иными: от 13.5 до 14 В показатели хорошие. Если цифра больше 14.2 В, то можно судить о перезарядке аккумулятора генератором.
Впрочем, если замеры производятся зимой, стоит подождать минут 15 и повторить процедуру — возможно генератор усиленно дозаряжал подсевшую батарею.
Проверка ёмкости
Ёмкость АКБ обычно указывается в сопроводительном листе. Другое дело, что со временем работы ёмкость уменьшается, поэтому важно следить за этим моментом. В таком случае проверка аккумулятора автомобиля мультиметром будет хорошим подспорьем.
Чтобы осуществить проверку, нужно:
- отсоединить батарею авто от генератора;
- подключить в цепь потребитель энергии с фиксированным потреблением (например, лампочка на 12 В);
- несколько минут наблюдается работа цепи (здесь важно увидеть: не станет ли заметно более тусклым свет лампочки, не будет в её работе перебоев и т. п.);
- потребитель отключается, замеряются показания батареи в режиме вольтажа.
Если результат замера равен 12.4, то это говорит о полной исправности батареи. Если же показания находятся в промежутке от 12 до 12.3 В, то аккумулятор не исправен.
Ещё один способ — метод контрольного разряда. Действия схожи с предыдущим методом, однако перед началом проверки аккумулятор заряжают до 100%, затем подключают в цепь лампочку, отметив точное время включения, и под контролем амперметра ждут, пока заряд батареи не уменьшится ровно в половину.
Дальше вопрос вычислений: затраченное время на разрядку батареи умножают на силу тока в цепи. Результат должен получиться таким же, как в техническом паспорте или приближенным к нему.
Проверка сопротивления
Можно также проверить внутреннее сопротивление аккумулятора. Для этого понадобится всё та же лампочка на 12 В. Она подсоединяется к клеммам аккумуляторной батареи и сразу же измеряется напряжение на клеммах. После замера лампочка отключается и замер повторяется.
Если разница в измерениях в пределах 0.05 В, то батарея исправна. Если же разница больше, то у аккумулятора имеются проблемы.
Проверка нагрузочной вилкой
Для получения наиболее точных результатов измерений используется нагрузочная вилка.
Нагрузочная вилка представляет собой устройство, которое также, как и мультиметр, подключается на клеммы АКБ. Затем она даёт ток короткого замыкания на аккумулятор, который имитирует работу стартера.
Как известно, без нагрузки показания равны около 13 Вольт. В момент поворота ключа зажигания, которое и имитирует нагрузочная вилка.
Показания в норме «просаживаются» вниз. Максимальное нормальное падение может быть до 9 вольт, и вернуться к начальным показаниям после снятия напряжения. В таком случае батарею можно считать исправной.
Если же показатели падают ниже 9 В, то такой аккумулятор навряд ли заведёт автомобиль.
Немного теоретических знаний
Знания о том, как проверить автомобильный аккумулятор, должны также сочетаться со знаниями о нормальных значениях и показаниях.
Плотность электролита может меняться от температурных колебаний — перегрева или переохлаждения. При этом, в случае перегрева, электролит может вскипеть (дистиллированная вода частично выкипит и электролит станет более плотным).
В холодное время электролит часто начинает обладать пониженной плотностью.
Но почему же так важна какая-то жидкость? Дело в том, что аккумулятор только выглядит, как небольшая коробка. На деле он состоит из многих деталей: токопроводящих пластин, положительных и отрицательных, составляющих последовательно соединённые 6 элементов. Они контактируют с электролитом, поэтому электрические импульсы двигаются с необходимой силой.
По каким же ещё причинам аккумулятор может внезапно переставать работать? Например, просто от времени. В среднем АКБ стабильно работают 3-4 года. Конечно, многие работают и дольше, однако их ёмкость и способность держать заряд всё равно снижается.
Другая причина — частые перезаряды/недозаряды аккумулятора или его полное разряжение. Автомобильной батарее очень важно сохранять какое-то среднее состояние, без сильных перепадов.
Следующая причина скрывается в генераторе, а точнее — в его поломке. В таком случае он может или постоянно перезаряжать батарею, давая слишком большой ток, или наоборот, не быть в состоянии даже поддерживать имеющийся заряд.
Последняя в списке неприятных ситуаций — утечка тока: что-то в машине потребляет слишком много энергии даже в те моменты, когда автомобиль заглушен и находится на стоянке.
Это выясняют при помощи того же мультиметра. Для этого потребуется заглушить автомобиль, снять минусовую клему авто с АКБ. Включить мультиметр в режим измерения тока, переключатель установить на 10 или 20 единиц. Один провод подсоединить к минусовой клемме авто, а другой — к минусу аккумулятора.
Если показания будут иными кроме нуля, необходимо по очереди вытаскивать и вставлять все предохранители и реле. Показания обязательно выдадут тот узел, который высаживает аккумулятор.
Заключение
Простая диагностика автомобиля доступна любому автовладельцу. Внимательное отношение к аккумулятору позволит сберечь много сил и нервов, особенно в длительных поездках, зимой или при низких температурах воздуха.
Самое простое, что под силу каждому — не забывать об осмотре АКБ при каждом поднятии капота. Быстро осмотреть целостность корпуса, протереть его ветошью от грязи, убедиться, что клеммы прилегают плотно и на них нет признаков окисления.
Раз в месяц не лишним проверить уровень и плотность электролита, особенно это актуально зимой, при сильных холодах или дальних поездках. Для этого пригодится мультиметр, который можно приобрести практически в любом автомагазине за достаточно скромную сумму.
Своевременное внимание к мелочам очень часто помогает избежать серьёзных неприятностей.