Как поставить фаркоп на машину
Содержание
Тянет-потянет: как правильно выбрать и эксплуатировать фаркоп
Дожили — без согласования с электроникой на современные модели автомобилей нынче даже фаркоп не поставишь! В былые времена безопасность, которую обязано было обеспечить тягово-сцепное устройство, называемое в обыденной практике также фаркопом, или прицепным, являлась главным требованием, учитываемым при производстве, монтаже на автомобиль и дальнейшей эксплуатации фаркопа, но сегодня этого уже недостаточно.
Нетрудно представить, что способен натворить оторвавшийся прицеп. Что может сделать электрическая часть прицепа с электронным блоком управления автомобиля, понять уже труднее, но именно безопасностью автомобильной электроники производители объясняют необходимость упомянутого согласования.
Если же поставить фаркоп без согласования, на прицепе не будут работать стоп-сигналы, габаритные огни или указатели поворотов. Более того, они могут перестать работать на самом автомобиле. Стало быть, без согласования никак, в чем не было бы большой беды, если бы не цена вопроса.
Стоимость фаркопов для автомобилей, выпускавшихся ранее, розетка со жгутом проводов, с помощью которых она подключалась к разъемам задних фонарей, увеличивает на 150-200 тыс. рублей.
Блок согласования, без которого не обойдешься в случае установки фаркопа на современную модель автомобиля, «потянет» на 1,2-1,5 млн. Это означает, что вклад электрооборудования в общую стоимость комплекта тягово-сцепного устройства увеличился где-то в 7-10 раз.
Но есть и хорошая новость. Раньше в немалом числе автомобилей автозаводы в качестве базы для оснащения машины тягово-сцепным устройством предлагали лишь метки, где во время оборудования транспортного средства фаркопом в лонжеронах надлежало сверлить отверстия оговоренных технологией диаметров. Теперь автомобили, как правило, сходят с конвейера с подготовленными в заводских условиях отверстиями в лонжеронах и силовых поперечинах для установки прицепных устройств, что уменьшает трудности их монтажа.
Что осталось практически неизменным — как и в былые времена, автозаводы мало заботит вопрос взаимозаменяемости фаркопов. Иными словами, если тот или иной автомобиль выпускается в нескольких кузовных модификациях, не факт, что по крепежным местам прицепное, например, от хэтчбека подойдет для вариантов с кузовами седан или универсал. Велика вероятность, что как раз не подойдет.
И это тоже проблема, которая, впрочем, не сильно затрагивает владельцев распространенных моделей, пожелавших оборудовать свои авто фаркопами. Другое дело, когда модель редкая. Хорошо, если фаркоп для нее выпускается какой-то фирмой, занимающейся производством тягово-сцепных устройств и имеющей в Беларуси своих представителей. Тогда нужное прицепное через некоторое время привезут под заказ. Но может статься, что выпуск фаркопа к редкой модели автомобиля экономически неинтересен и производителям. Тогда с мечтой таскать за своей машиной прицеп придется распрощаться.
Какие, однако, производители присутствуют на белорусском рынке фаркопов? Если говорить об устройствах европейского производства и исходить из позиции «пойти и купить сразу без предварительного заказа», то, вероятнее всего, это будет польский Auto-Hak, а затем венгерский Bosal. Хороши немецкие фаркопы Westfalia, но недешевы, из-за чего их в Беларусь везут лишь под заказ конкретного клиента. Столь же неплохи были шведские Brink-Thulle, пока с 2015 года компания Thulle от их производства не отказалась.
7-8 лет назад упомянутыми торговыми марками белорусский рынок и ограничивался. С тех пор, как ни странно, китайские фаркопы наш рынок так и не освоили. Попытки проникновения к нам тягово-сцепных устройств производства Тайваня предпринимались, но, по всей видимости, оказались не слишком успешными и развития не получили.
Зато популярность оснащения фаркопами автомобилей в России привела к появлению на территории нашего восточного соседа сразу нескольких заводов по производству тягово-сцепных устройств. Самое серьезное из них построено в Новоорске как дочернее предприятие Bosal. Помимо этого, фаркопы выпускают в Санкт-Петербурге и Таганроге.
Это не могло не сказаться на изменении ассортимента белорусского рынка, ведь у устройств, выпущенных на территории Таможенного союза, есть ценовое преимущество над фаркопами из Европы. Обратная сторона медали — каждое тягово-сцепное устройство должно быть сертифицировано.
Подтверждением, что устройство сертифицировано, является паспорт, нередко называемый также «тюфом», который представляет собой металлическую табличку с техническими характеристиками. Паспортом снабжается любое отдельно взятое тягово-сцепное устройство.
Если выехавший в Европу белорусский автомобиль привлечет внимание какого-нибудь тамошнего дорожного инспектора, отсутствие «тюфа», а стало быть, езда на транспортном средстве с фаркопом, не имеющим свидетельства об аттестации, может закончиться серьезным штрафом. Если же такая машина станет участницей ДТП, тогда и вовсе только держись.
Тягово-сцепные устройства европейского производства сертифицируются на соответствие требованиям Е-20 ISO-9001-2000 Евросоюза. Судя по паспортам некоторых предлагаемых у нас российских фаркопов, они сертифицированы по ГОСТ. Специалисты по их реализации не исключают, что в Европе это может оказаться источником неприятностей.
Поэтому при покупке нового фаркопа для установки на автомобиль, на котором предполагается выезжать западнее белорусской границы, «паспортный» нюанс придется учитывать.
Помимо этого, специалистами рекомендуется при покупке исходить из потребностей — перевозка прицепа либо одного или нескольких велосипедов. В обоих случаях надо обращать внимание на такие характеристики фаркопа, как тяговая и вертикальная нагрузки на крюк.
Других подводных камней при покупке нового тягово-сцепного устройства не предвидится. Покупателю достаточно назвать продавцу модель своего автомобиля, год выпуска и тип кузова. Если модель ходовая, фаркоп, скорее всего, окажется в наличии, а при его отсутствии придется оформить заказ, если, конечно, нужное прицепное производится вообще.
Другое дело, если вместо нового фаркопа владелец автомобиля решит приобрести «бэушный». Первая проблема — вряд ли такое устройство будет продаваться в полной комплектации. Скорее всего, штатные детали крепления, закладываемые внутрь лонжеронов при установке, остались на автомобиле, где фаркоп стоял раньше. При его установке без них на другую машину, во-первых, вся нагрузка перераспределится на болты, а выдержат ли они все сильные рывки, которые им придется испытывать в ходе эксплуатации, — вопрос. Во-вторых, при установке фаркопа без закладных и распорных втулок произойдет сжатие лонжерона, которое ухудшит надежность. Опять же, скорее всего, старая проводка из «бэушного» устойства будет просто выдрана, поэтому розетку и жгут проводов придется докупить отдельно.
Вторая проблема — среди «бэушного» товара непросто найти фаркоп, который встанет на место, не потребовав доработки как самого себя, так и элементов кузова автомобиля, с которыми фаркоп необходимо соединить. Как ни крути, это тоже ослабление конструкции. Причина указывалась выше — «бэушное» тягово-сцепное устройство от хэтчбека может не подойти для седана или универсала той же модели.
Следующий вопрос — установка фаркопа на автомобиль. Если машина новая, то в связи с тем, что монтаж предполагает вмешательство в штатное электрооборудование, дабы не потерять гарантию, оснащать ее тягово-сцепным устройством следует в дилерских сервисных центрах.
Во всех остальных случаях все зависит от того, откуда руки растут у взявшегося за установку. Лучший вариант — обратиться к квалифицированным специалистам, особенно когда требуется установка блока согласования. Сегодня это обойдется от 700 тысяч до миллиона рублей с гарантией как минимум 12 месяцев.
Когда тягово-сцепное устройство идет с обычной розеткой, с учетом того, что к новым фаркопам прилагаются подробные установочные листы с иллюстрациями по последовательности действий при монтаже, если навыки позволяют, можно попробовать оснастить машину самостоятельно, но без гарантии и с риском совершить ошибку.
При эксплуатации фаркопов самый вероятный источник неприятных сюрпризов — розетка. Из-за места расположения розетки под задним бампером ее корпус и его крышка контактную часть розетки от вредного воздействия рассолов могут и не уберечь.
Если фаркоп не используется регулярно, контакты розетки желательно смазывать специальными смазками, изолирующими контакты от влаги и уменьшающими интенсивность их окисления.
При регулярном использовании шар крюка изнашивается. Диаметр неизношенного шара, совместимого с замком европейского прицепа, должен быть 50-51 мм. При меньшем диаметре шара появляется риск, что во время движения прицеп сумеет «отстегнуться».
Кроме того, шар крюка ржавеет. Чтобы уменьшить негативное влияние коррозии, шар можно покрыть какой-нибудь консистентной смазкой и спрятать под колпачок. Хотя бы раз в год не будет лишней проверка состояния крепежа фаркопа — от вибраций, передающихся на кузов автомобиля, от дерганья прицепа затяжка гаек и болтов может ослабеть.
При покупке, установке и дальнейшей эксплуатации фаркопа главное — не забывать, что безопасность превыше всего. В редких, к счастью, случаях, когда автомобиль с буксируемым прицепом становился фигурантом ДТП, о безопасности, похоже, забывали.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY
Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки СООО «Белхак», за консультации — ООО «Тохома Импорт»
Хотите купить или продать прицеп? Тогда вам в наш специализированный раздел, где уже сегодня представлено более 240 как новых, так и подержанных прицепов.