Как понять что сломался термостат
Содержание
Принцип работы термостата и основные признаки его неисправности
Комфортные температурные условия существенно влияют на эффективность работы. Это утверждение справедливо как для человека, так и для техники. Свой оптимальный тепловой режим имеет и автомобильный двигатель, в системе охлаждения которого установлен специальный регулятор – термостат.
Организация циркуляции жидкости
В работающем ДВС охлаждающая жидкость (антифриз или вода) под действием водяного насоса проходит по каналам в блоке и головке цилиндров, забирает на себя тепло и движется к патрубку, ведущему в радиатор. Именно здесь установлен термостат, клапанный механизм которого может либо пропустить тосол в радиатор (большой круг циркуляции) или вернуть его обратно в полость насоса и заставить двигаться по малому кругу. Тосолом в народе привычно, хотя и неправильно, называют антифризы любой марки.
Температурная норма
Термостат должен оставаться закрытым и не давать жидкости остывать в радиаторе, пока её температура не поднимется до установленной нормы. На отечественных автомобилях клапан начинает открываться примерно при 70°С, на иномарках обычно позже – около 90°С.
Принцип регулирования
При нагреве все вещества расширяются. На этом основана работа термостата. Его главный элемент – металлический баллон, наполненный церезином и плотно закрытый упругой резиновой мембраной. Церезин (нефтяной воск) обладает большим коэффициентом теплового расширения, поэтому, когда антифриз вокруг баллона нагревается до нормативной температуры, происходит следующее:
1) объем церезина увеличивается;
2) мембрана термостата под давлением выгибается и давит на шток клапана;
3) клапан, преодолевая усилие пружины, начинает открываться.
Противоположный процесс наблюдается при уменьшении температуры охлаждающей жидкости:
1) нефтяной воск уменьшается в объеме;
2) усилие на мембране слабеет;
3) пружина закрывает клапан.
Что указывает на неисправность термостата
Явные признаки неоткрывающегося термостата: верхний бачок радиатора остается холодным, а двигатель при этом перегревается. Антифриз, не охлаждаясь, циркулирует по каналам в блоке цилиндров (по малому кругу).
Зависание клапана терморегулятора в открытом положении провоцирует чрезмерное, особенно в морозную погоду, время прогревания силового агрегата до нормы.
Для проверки термостат помещают в стеклянную емкость, которую наполняют водой. Нагревая воду и измеряя ее температуру, фиксируют моменты начала подъема клапана и его полного открытия. Неисправный термостат заменяют.
Для двигателя вредны и перегрев, и работа при температуре ниже нормы. Это сказывается на мощности и долговечности сердца автомобиля. Поэтому при первых признаках неправильной работы системы охлаждения нужно проверить исправность термостата.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи .