0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как тестером проверить датчик температуры

Проверка ДТОЖ или как избежать сбоев в работе двигателя

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — работа, направленная на определение работоспособности узла и его способности реагировать на изменение температурного режима.

Для выполнения работы можно пойти двумя путями: сразу демонтировать устройство или сначала провести проверку без снятия.

При выборе первого варианта потребуется обычный гаечный ключ нужного размера (как правило, на «19»), но на некоторых иномарках – головка на 20, 21 или 22.

Предварительно убедитесь, что на ДТОЖ поступает напряжение 5В (от 5 до 12 на некоторых моделях). Если оно подходит, можно приступать к остальной проверке.

Ниже подробно рассмотрим все способы диагностики, причины поломки датчика, особенности его расположения и другие особенности на примере машин ВАЗ с 8 и 16 клапанами, Калина, Газель, 2115, 2114, Рено Логан, Лада Приора и Шевроле Нива. Описанные ниже способы подходят и для большинства других марок автомобилей.

Устройство и принцип работы

Температурный датчик ДТОЖ — резистор (термистор), реагирующий на температуру антифриза в охлаждающей системе мотора. Информация о сопротивлении этого элемента передается в ЭБУ, который принимает решение об изменении настроек в работе двигателя.

Полученные сведения используются ЭБУ для определения шагов регулятора ХХ (холостого хода) для оптимальной подстройки нужного объема топливной смеси.

Особенность ДТОЖ состоит в том, что на холоде его сопротивление увеличивается, а при нагреве, наоборот, снижается.

Статья в тему:  Датчик сцепления ваз 2114

Так, при достижении 130 градусов Цельсия параметр сопротивления — 70 Ом, а при минус 40 градусов — 100,7 кОм.

Термистор управляется, благодаря подаче на него напряжения +5 В от контроллера.

Потенциал проходит через классический резистор с неизменным сопротивлением (R).

Уровень нагрева антифриза вычисляется по факту падения напряжения на ДТОЖ с изменяемым R (Ом). При этом на холодном моторе падение будет большим, а на нагретом — низким.

Где находится

Для проверки ДТОЖ необходимо знать место его расположения. Отметим, что место установки датчика может отличаться в зависимости от марки / модели машины.

Чаще всего термистор монтируется между головкой блока цилиндров и термостатом или на патрубке выпуска ОЖ.

Но на некоторых автомобилях он установлен на патрубке радиатора.

Внешне устройство имеет вид небольшого элемента с резьбой, с помощью которой ДТОЖ вкручивается в специальное отверстие. При этом сам регулирующий элемент находится в антифризе и контролирует его температуру.

В определенных машинах, к примеру, на БМВ е39 может стоять два ДТОЖ. Один контролирует нагрев тосола и устанавливается на выходе из мотора, а второй стоит уже за радиатором. Для снятия потребуется ключ на 22.

Такой тип установки позволяет контролировать температурный режим на разных участках и тем самым быстрей принимать меры.

Отметим, что два датчика ставятся на мощные / дорогостоящие авто, где температурный параметр имеет ключевое значение.

При этом в блоке управления должны быть предусмотрены соответствующие программы. Дополнительные сведения можно найти в инструкции к автомобилю.

Функционально датчик очень надежен и ломается в редких случаях. Чаще всего он показывает неправдивую информацию. Иногда возможны и другие повреждения, к примеру, перетирание проводов или нарушение качества контакта.

Статья в тему:  Проверка датчика массового расхода воздуха мультиметром

Что касается особенностей расположения ДТОЖ на разных моделях, на этом вопросе остановимся ниже.

Признаки неисправности

Для принятия мер по контролю датчика температуры ОЖ требуется вовремя определить проблемы в этом узле.

Но стоит учесть, что рассмотренные ниже признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях силового агрегата.

Вот почему для получения точного результата может потребоваться дополнительная диагностика.

Также важно понимать, какое участие ДТОЖ принимает в работе мотора:

  1. Информирует водителя в реальном времени об температуре охлаждающей жидкости.
  2. При достижении мотором порогового значения температуры ЭБУ, получив информацию от датчика ОЖ, включает вентилятор принудительного охлаждения, как правило, это около 100 0 С.
  3. Участвует в процессе увеличения оборотов холостого хода за счет обогащения топливо-воздушной смеси на холодном двигателе.
  4. При движении автомобиля ЭБУ формирует общую информацию об работе всех систем на основании полученных данных от датчиков и основываясь на эти данные формирует правильную топливо-воздушную смесь. Датчик температуры ОЖ тоже учувствует в этом процессе.

Первичные симптомы поломки:

  1. Зажигание лампочки «Check Engine» на приборной панели. Для получения более точной информации лучше сканировать ЭБУ и посмотреть ошибки, к примеру, через автосканер ELM327 подключенный к смартфону. Коды ошибок смотрите дальше.
  2. Двигатель заводится и сразу глохнет.
  3. Сбои в работе вентилятора в радиаторе. Неисправность может проявлять себя отказом включения в случае нагрева или работе даже после остывания мотора. При выключении ДТОЖ электронный узел управления машины воспринимает проблему как обрыв и включает вентилятор.
  4. Появление из выхлопной трубы темного или серо-черного дыма.
  5. Увеличение «прожорливости» машины. Это объясняется тем, что на ЭБУ подаются неправильные сведения. Соответственно, «мозги» машины не могут определить объем необходимой смести для поддержания оптимального температурного режима.
  6. Протечка антифриза из-под корпуса ДТОЖ. Такую проблему можно определить при визуальном осмотре.
  7. Глохнет разогретый мотор. Проблема может возникнуть при достижении максимальной температуры. При этом тип залитой ОЖ не имеет значения.
  8. Не работает указатель нагрева силового узла на приборной панели.
  9. Сбои в работе двигателя. Проблема может проявиться остановкой при низких оборотах, трудностях с пуском зимой, колебаниями при работе на ХХ и т. д.
  10. Закипание ОЖ, но при этом на панели приборов отображается температурный режим в пределах нормы.
  11. Увеличение времени нагрева двигателя и т. д.
Статья в тему:  Если неисправен датчик кислорода

Рассмотренные выше проблемы могут иметь место по одной или в комплексе, но в большинстве случаев они свидетельствуют о неисправности силового узла. При этом датчик температуры антифриза не всегда является основной причиной неисправности.

Как проверить, не снимая с машины

При наличии подозрений на неисправность ДТОЖ не обязательно снимать его с машины. Все манипуляции можно сделать без демонтажа с помощью тестера или диагностического прибора. Рассмотрим каждый из способов подробнее.

1. Предварительная проверка

Для проверки измерителя температуры заведите автомобиль и дайте прогреться мотору на холостых до 90 – 95 0 С.

Отсоедините от датчика разъем и обратите внимание, как будет вести себя стрелка на панели приборов:

  • если стрелка осталась на месте, то необходимо проверить сам измеритель или электрическую цепь, идущую к устройству (про это дальше);
  • если же стрелка ушла вниз, то проверьте предохранитель. Если он целый, а при замыкании контакта на массу стрелка прыгает, то неисправен датчик.

2. Мультиметром

Наиболее простой метод, позволяющий проверить датчик температуры ОЖ — воспользоваться тестером.

Сначала проверяем напряжение для этого мультиметр выставьте в режим «Замер постоянного напряжения до 20В».

  1. Отсоедините разъем от измерителя.
  2. Включите зажигание.
  3. Подключите плюсовой провод прибора к «+» разъема, а второй контакт тестера замкнуть на двигатель. Прибор должен показать в пределах от 4.8 до 5.2 В.

При работе на горячем моторе будьте осторожны и не прикасайтесь к металлической поверхности, чтобы не обжечься самому и не испортить измерительный прибор.

Алгоритм действий такой:

  1. Отбросьте контакты от датчика.
  2. Установите ражим измерения сопротивления на мультиметре.
  3. Измерьте параметр между выводами.
  4. Сравните их с табличными данными, которые можно найти в руководстве по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля.
Статья в тему:  Данные полученные с помощью корректно работающих датчиков

На некоторых моделях авто добраться к разъемам датчика очень сложно и его придется снимать.

Чтобы минимизировать потери антифриза открутите пробку расширительного бочка, чтобы сбросить давление в системе. Затем пробку снова закрутите.

Точные характеристики сопротивления могут отличаться в зависимости от модели.

Для примера приведем несколько параметров сопротивления для автомобиля ВАЗ 2110.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector